
Военно-политические аспекты с разных точек зрения
Сергей Васильев
Прошло уже определенное время со времени окончания стратегических командно-штабных учений «Кавказ-2020», однако это событие по-прежнему приковывает к себе внимание как военных специалистов, так и политических экспертов и аналитиков.
Первые сосредоточены на новинках военной техники, которых было показано немало (РСЗО «Торнадо-Г», огнеметные системы «ТОС-2») и новых приемах ведения боевых действий (огневой вал), их влиянии на повышение боевого потенциала ВС РФ. Вторые скрупулезно анализируют военно-политический фон учений и пытаются разгадать, «какие и кому были посланы политические сигналы». Причем многие, особенно на Западе, делают это, исходя не из объективных фактов, а в силу своей политической ангажированности, давая волю буйной фантазии.
Чего стоят, к примеру, заявления украинских «экспертов» о том, что целью учений было захват украинской дамбы и даже организация вторжения на Украину через материк (Крым). Или голословные утверждения о возросшей агрессивности России и ее стремлении создать региональный военный блок.
Учения уже закончились, а обвинения в адрес России все сыплются и сыплются.
Объективная же реальность такова, что подготовка и проведение учений строились на принципах максимально допустимой открытости, а сами маневры не были направлены против других стран и соответствовали российской военной доктрине, которая носит оборонительный характер. Они были спланированы еще год назад, и хотя учитывают общий военно-политический фон, не привязаны к конкретным событиям сегодняшнего дня.
Об их проведении, целях и задачах заранее были проинформированы военные атташе иностранных государств. В частности, им довели, что основными целями СКШУ «Кавказ-2020» являются во-первых, проверка степени готовности руководящего состава и органов военного управления ОСК Южного военного округа, командного состава воинских контингентов, тактических (оперативных) групп к управлению группировками войск (сил), соединениями и подразделениями в ходе совместных операций по локализации и разрешению вооруженных конфликтов, связанных с противодействием терроризму; во-вторых, повышение совместимости и уровня взаимодействия органов военного управления и войск (сил) в ходе решения задач по сохранению мира, защите интересов и обеспечения военной безопасности.
Об отсутствии у России желания нагнетать обстановку даже в условиях возросшей, часто провокационной, активности НАТО в непосредственной близости от российских границ свидетельствует тот факт, что, как подчеркнул генерал армии Валерий Герасимов, в 2020 году Вооружёнными Силами не проводились крупные учения вблизи границ стран – членов НАТО, а масштабные практические действия войск в рамках стратегических учений «Кавказ-2020» намеренно перенесены вглубь страны. Все противоборствующие по замыслу учений государства условные и географически расположены на территории Российской Федерации.
А вот Североатлантический альянс, к сожалению, наоборот, активизировался на удалении 20–30 км от российских границ.
На учениях все практические действия проводились вместе с партнерами России – воинскими формированиями Армении, Белоруссии, Китая, Мьянмы и Пакистана. Кроме того, в акваториях Черного и Каспийского морей кораблями Каспийской флотилии, а также двумя кораблями ВМС Ирана были отработаны учебно-боевые задачи по отражению средств воздушного нападения условного противника. Пять стран направили своих наблюдателей на СКШУ «Кавказ-2020»: Азербайджан, Иран, Казахстан, Таджикистан и Турция. Это - наглядный ответ недругам России на их попытки обвинить РФ в агрессивности и закрытости.
Иностранные наблюдатели дали учениям высокую оценку. ЛюСяоу, глава совместного оперативного командования Китая и заместитель командующего Западного военного округа КНР, сказал, что эти учения в полной мере продемонстрировали твердую решимость участвующих стран совместно поддерживать региональную безопасность и стабильность, а также показали реальные боевые возможности многонациональных сил по совместному реагированию на многочисленные угрозы безопасности. Все войска, участвующие в учениях, тесно сотрудничали, успешно выполняя задачи и укрепляя боевую дружбу. Проведение такого рода стратегических учений, несомненно, углубит взаимное политическое и стратегическое доверие, расширит военные обмены и сотрудничество, а повысит совместные боевые возможности многонациональных сил.
Российская сторона традиционно обеспечила возможность наблюдать за ходом учения иностранным представителям. 117 военных атташе из 70 стран, в том числе 19 – из стран НАТО, прибыли на полигон Капустин Яр для наблюдения за розыгрышем основного этапа практических действий войск. Помимо этого, совместная миссия Германии, Франции и Румынии выполнила наблюдательный полёт над территорией Российской Федерации. Кроме того, за ходом СКШУ «Кавказ-2020» в рамках Венского документа 2011 года о мерах укрепления доверия и безопасности наблюдали инспекционные группы из Германии и Дании. По итогам проверочных мероприятий руководители инспекционных групп отметили, что, по их мнению, Российская Федерация в полном объёме выполнила свои обязательства в рамках Венского документа.
По окончанию учений генерал армии Валерий Герасимов заявил, что российская сторона готова развивать военное сотрудничество с соседями и партнёрами, в том числе проводить совместные мероприятия оперативной и боевой подготовки для решения общих задач противодействия террористическим угрозам.
Оставить сообщение: